Проблема ценой в полшекеля.

kinor david 50 agurot

Американский журнал New Republic раскрывает, что ещё в 1985 году учёные предупреждали Банк Израиля о проблеме с музыкальным инструментом, изображённым на монете в 50 агорот. Они утверждали что, во-первых, во времена царя Давида, таких инструментов не существовало, во-вторых, форма изображённого на реверсе инструмента, не позволяет играть на нём. Банк Израиля: «Монета надёжна для использования».

«Кинор Давид» (нечто вроде гуслей), изображённый на реверсе полушекелевой монеты, известный в Израиле археологический символ. Его аутентичность, впрочем, много лет является предметом спора. Многие исследователи утверждали, что это фальшивка. В конце прошлой недели журнал New Republic сообщил, что у Банка Израиля были сомнения, в отношении оформления монеты, однако он выпустил монету в 50 агорот именно в этом виде, увековечив символ.

Источник рисунка, по всей видимости, не известен. Коллекционер Рувен Хехт в 1978 году приобрёл печатку на рынке древностей. На печатке, сделанной из яшмы, изображено что-то вроде лиры или арфы с 12 струнами, и надписью «для удовольствия царской дочери». Хехт передал печатку профессору Нахману Авигаду, который определил печатку 7-м веком до нашей эры. Открытия вызвало большой фурор в Израиле, и изображённый на ней инструмент был воспринят, как «кинор царя Давида». Банк Израиля решил увековечить рисунок на реверсе новой полушекелевой монете, выпущенной в 1985-м году.

В журналистском расследовании Даниэля Эстерина рассказывается, как Банк Израиля много лет игнорировал проблематичность информации о печатке. Например, в письме, посланном доктором Батией Баер с музыкальной кафедры Еврейского Университета в монитарный отдел Банка Израиле, доказывается, что на изображённом на печатке инструменте невозможно играть.

«Необходимо немедленно отменить выпуск монеты с фальшивым рисунком», — писала доктор Баер в августе 1985-го, что не предотвратило её выпуск месяц спустя. Банк проигнорировал так же обращение лауреата Премии Израиля, профессора Шмуэля Ахитов, определившего, что печатка фальшивая.

Стоит заметить, что существует большая трудность в научном определении хронологии происхождения печатки, поскольку яшма не позволяет произвести углеродный анализ. Профессор Авигад, датируя покупку 7-м веком до нашей эры, основывался лишь на стиле письма надписи на ней. Лишь в 2013 году археолог Хритофер Ролсон установил, что гравировальные технологии, используемые при изготовления печатки, не имели ничего общего с древними. В связи с возникшими дискуссиями, Музей Израиля в 1994 году снял печатку с экспозиции, однако этот символ непрерывно использовался и используется в изготовлении современной иудаики и ювелирных изделий.

Реакция Банка Израиля на статью в Republic:

Монитарная комиссия в 1985 году выбрала именно «кинор давид» для реверса полушекелевой монеты. С тех пор продолжается дискуссия между ведущими археологами, по поводу аутентичности изображения. Банк Израиля, разумеется, не участвует в научной дискуссии, которая может продолжится ещё многие годы. В любом случае, обращение монеты в 50 агорот, как надёжного средства платежа, будет продолжено.

Ynet (иврит)

New Republic

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *